среда, 12 февраля 2014 г.

Интернет ничего не меняет.

Сегодня всё чаще можно услышать фразу: «Имея в кармане устройство, которое позволяет нам получить доступ ко всем знаниям человечества, мы постим в инстаграм завтраки и лайкаем сотни котиков». Проще говоря, люди нерационально используют достижения научно-технического прогресса. Почему так происходит? Всегда ли человечество вело себя таким образом? Под катом мы постараемся найти ответы на эти вопросы.Относительно недавно американский писатель и историк Маршалл По затронул подобную тему. Его статья получила название «Интернет ничего не меняет». Интересный труд, кстати, крайне рекомендую ознакомиться с ним. Я осмелюсь взять на себя ответственность развить идеи По, дополнив их своими размышлениями и исследованиями.

Тёмными людьми легче управлять


Правители Древнего Египта уже понимали это. В то время, да и до средних веков, большинство знаний накапливалось в церкви. Она обладала монополией на знания, ибо только ей была доступна роскошь издания и перевода книг. Монахи трудились в монастырях, проводили всевозможные исследования и опыты – наука развивалась. Людям же давали лишь те знания, которые пригодятся им в хозяйстве, а чем богаче хозяйство, тем больше налогов получит казна. Как получить хороший урожай или как обустроить оросительную систему – этому учили народ. Согласитесь, человек, круг интересов которого ограничен лишь сельским хозяйством и, например, семьей, скорее всего, не станет интересоваться политикой государства, его бюджетом или уровнем социальных благ и гарантий.

Эпоха Просвещения


В конце XVI века зарождается современное экспериментальное естествознание. Лютер, Кальвин, Коперник, Галилей, Везалий, Кеплер, Лейбниц, Паскаль – это далеко не полный список ученых, которые жили в это время. Работы именно этих людей стали у истоков современной науки.



В XVIII веке наступает эпоха Просвещения. С распространением книгопечатания и идей Реформации положение церкви заметно пошатнулось. Теперь в университетах можно было получить не только те знания, которые она диктовала. Люди действительно просвещались, всё больше интересовались философией и общественными науками. Примечательно, что восстание декабристов, американская и четыре французских революции произошли именно в эту эпоху.

ХХ век


Как же управлять толпой, значимая часть которой уже не зависит от церкви и читает книги (соответственно, обладает незаурядными знаниями во многих областях науки)? Также ко всему этому прибавились и результаты промышленного переворота – уровень благосостояния вырос, а это влечёт за собой… Обратимся к Оруэллу:

…общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью, а в каком-то смысле и есть уже его гибель. В мире, где рабочий день короток, где каждый сыт и живет в доме с ванной и холодильником, владеет автомобилем или даже самолетом, самая очевидная, а быть может, и самая важная форма неравенства уже исчезла. <…> Ибо если обеспеченностью и досугом смогут наслаждаться все, то громадная масса людей, отупевших от нищеты, станет грамотной и научится думать самостоятельно; после чего эти люди рано или поздно поймут, что привилегированное меньшинство не выполняет никакой функции, и выбросят его.

На этом этапе государства обратились к науке, которая подрывала их позиции несколько веков подряд. В конце XIX века было изобретено радио, а уже в тридцатых годах XX столетия оно стало основным «голосом» нацистской власти. Громкоговорители на каждом углу непрерывно вещали речи Гитлера. Люди даже не осознавали, насколько быстро они привыкали к радио, а их сознание впитывало фашистские идеи. Настало мирное время, но потребность в радио осталась, тут же подоспело телевидение. Радио и телевидение стали, наверное, самыми мощными инструментами управления обществом. Во время прослушивания музыки или просмотра развлекательных телепередач наш мозг фактически отключается или переходит в «спящий» режим. В это же время в эфире транслируются новостные, аналитические передачи и реклама, которые незаметно откладываются на подкорке.



Общество «подсадили» на эти технологии. Если раньше церковь и власть обладали монополией на знания, то теперь правительства обладают монополией на головы. Правительства решают, что услышит, увидит и как будет думать человек. Тут же сразу видно отличие общества читающих просвещенных людей от общества радио- и телезависимой толпы. Если члены первого обладают критическим мышлением и собственным мнением, то второе стирает эти качества из личности, подгоняет вас под те рамки, которые установила верхушка общества.



Вспомним СССР. Для некоторых это страшная социалистическая страна, существовавшая параллельно с развитым демократическим западным миром. Но, думаю, никто не станет отрицать, что СССР была если не самой, то одной из самых читающих стран того времени. Советские люди любили чтение и занимались этим повсеместно. Радио и телевидение в СССР были не настолько популярны. Но каким-то образом партии удалось заставить людей строить светлое коммунистическое будущее, несмотря ни на что. Ведь из предыдущей части статьи совершенно ясно, что читающее общество умеет думать, оценивать то, что происходит вокруг и оно в любом бы случае было против действий власти. Это очередной интересный момент. Если на Западе людей отучали читать, то у нас попросту контролировали ассортимент книг. Издавались те, которые поддерживают линию и взгляды партии, а неугодные чиновникам издания пылились в ящиках. Добавьте к этому многочисленную пропаганду, поголовное изучение «Научного коммунизма» и получите ответ на возникший вопрос.

XXI век


Популяризация Интернета. Казалось бы – вот этот инструмент, который просветит абсолютное большинство людей. Но нет, Интернет ничего не меняет. Люди к нему привыкли, большинство пользуется его благами. Всё та же верхушка не могла допустить того, чтобы с помощью Интернета общество умственно развивалось. Но спрятать или скрыть знания в сети невозможно, поэтому нас снова «подсадили». На социальные сети, котиков, фотографии завтраков, рекламу и тому подобное. Ведь так намного легче: отключить мозг и просто листать. Для изучения Wikipedia, iTunes U, всевозможных интервью и любых книг, которые написало человечество, нужно оставлять голову включенной.


Заключение


Этой статьей я хотел призвать читателей одуматься. Открыть глаза и осознать, что большинство из них тратят время впустую, при этом атрофируя клетки своего серого вещества. Кеддровики, сейчас перед вами действительно открыт океан знаний, поэтому я вас прошу, если вы хлюпаетесь в лужице у берега, выбирайтесь из неё сейчас же. Читайте, думайте, развивайтесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий