понедельник, 17 февраля 2014 г.

Пленочная фотокамера 35 мм Зоркий 1

Фотоаппарат был точной копией базовой довоенной модели ФЭД'а (первые выпуски имели гравировку "ФЭД 1948 Зоркий", а самые первые только "ФЭД" и "гробик" - логотип КМЗ без стрелки). Комплектовался объективами "Индустар-22" 3,5/50, или "Индустар-50" 3,5/50, однако часть камер комплектовалась объективами "ЗК-50/2" или "ЗК-50/1,5" ("Зоннар Красногорский", а также широкоугольный "БК" - "Биогон Красногорский", впоследствие "Юпитер-12").



В 1913 году Оскар Барнак, сотрудник компании Leitz, Германия (в настоящее время Leica Camera) сконструировал прототип малоформатного фотоаппарата, предназначенного для съёмки на впоследствии ставшую широко распространённойперфорированную 35-мм киноплёнку. Фотоаппарат имел размер кадра 24×36 мм (вдвое больше, чем кадр кинофильма).

В 1925 году начато производство малоформатного шкального фотоаппарата «Leica I», с 1932 года начат выпуск первого в миремалоформатного дальномерного фотоаппарата «Leica II» («Leica D») с возможностью смены объективов.

В 1934 году копию «Leica II» начали производить в Харькове на заводе трудкоммунны имени Феликса Эдмундовича Дзержинского(впоследствии Харьковский машиностроительный завод «ФЭД»). Название советского фотоаппарата «ФЭД» — аббревиатура от имени Феликс Эдмундович Дзержинский.

После Великой Отечественной войны техническая документация на фотоаппарат передана на Красногорский механический завод.

С 1948 года в Красногорске начато производство фотоаппаратов — практически точной копии первого «ФЭДа». Первые красногорские фотоаппараты носили название «ФЭД» с логотипом КМЗ, до 1949 года — «ФЭД 1948 Зоркий», с 1950 года — «Зоркий».

Название «Зоркий» происходит от телеграфного адреса КМЗ, выпускавшего во время войны оборонную продукцию. Впоследствии это название стало единым для всех дальномерных фотоаппаратов завода (за исключением «Друга»).

Технические характеристики.

«Зоркий» (1948—1956) — практически точная копия довоенного аппарата «ФЭД» (1934—1955).

Тип применяемого фотоматериала — 35-мм перфорированная фотокиноплёнка шириной 35 мм (фотоплёнка типа 135) в стандартных кассетах. Возможно применение специальных двухкорпусных кассет с расходящейся щелью. Размер кадра — 24×36 мм.

Зарядка плёнкой — снизу (съёмная нижняя крышка).

Корпус — из алюминиевого сплава, вначале штампованный, а с 1952 года литой. Литой корпус гораздо более прочный и жёсткий (деформация корпуса была частой неисправностью «ФЭДов» и ранних «Зорких»).

Затвор — механический, с матерчатым шторками, с горизонтальным движением шторок.

Совмещённый взвод затвора и перемотки плёнки. Установка выдержек возможна только при взведённом затворе. Вращающаяся головка выдержек.

C 1950 года спусковая кнопка имела резьбу под спусковой тросик.

Выдержки затвора — 1/20, 1/30, 1/40, 1/60, 1/100, 1/200, 1/500 с и «B» (или «Z»). В 1948 году часть фотоаппаратов выпускалась с выдержкой 1/1000 сек. С 1955 года установлен новый ряд выдержек — 1/25, 1/50, 1/100, 1/200, 1/500 с. В небольшом количестве выпускались апараты с длительными выдержками (более 1/20 с).

Недокументированная функция — длительная выдержка «Д» возможна при открывании затвора на выдержке «B» и повороте рычага включения обратной перемотки плёнки.

Тип крепления объектива — резьбовое соединение M39×1.

Рабочий отрезок — 28,8 мм. В отличие от довоенных «ФЭДов» рабочий отрезок стандартизирован (28,8±0,03 мм), что исключало индивидуальную юстировку сменных объективов.

Штатный объектив — «Индустар-22» 3,5/50 или «Индустар-50» 3,5/50. Часть выпуска комплектовалась объективами ЗК-2/50 («Зоннар красногорский», прототип «Юпитера-8») или ЗК-1,5/50 (прототип «Юпитера-3»).

Видоискатель оптический, параллаксный, не совмещён с дальномером. База дальномера — 38 мм. Увеличение окуляравидоискателя — 0,44×, окуляра дальномера — 1×.

На фотоаппарате установлено штативное гнездо с резьбой 3/8 дюйма.

Синхроконтакт и автоспуск отсутствует. Синхроконтакт устанавливали в фотомастерских или кустарно, механизмы автоспуска выпускались отдельно (механические и пневматические). Такой автоспуск ввинчивался в отверстие спусковой кнопки, предназначенное для тросика.



Комментариев нет:

Отправить комментарий